Одну из выдающихся хореографических постановок современности – балет Джорджа Баланчина “Драгоценности” из Большого театра в режиме онлайн впервые можно будет увидеть на экранах более тысячи кинотеатров по всему миру.
Прямая трансляция начнется 19 января в 19:00 по московскому времени с исторической сцены ГАБТа.
У автора “Драгоценностей” Джорджа Баланчина (1904-1983) – громкая слава признанного гения ХХ столетия. Грузин по национальности (его настоящее имя – Георгий Баланчивадзе), он родился в Петербурге, работал в труппе Сергея Дягилева, а с 1933 года в течение пяти десятилетий жил и творил в США, где создал известный на весь мир театр – Нью-Йорк Сити Балет.
Наследие Баланчина насчитывает более 400 постановок. Бесспорным шедевром считаются “Драгоценности” – бессюжетный балет, состоящий из трех частей, у каждой из которых свое название: “Изумруды”, “Рубины” и “Бриллианты”.
О том, как родился замысел “Драгоценностей”, сам Баланчин писал так:
“Идея нового балета в костюмах, украшенных драгоценными камнями, возникла, когда мой друг Натан Мильштейн познакомил меня с ювелиром Клодом Арпельсом. Позже я увидел потрясающие камни в его коллекции в Нью-Йорке. Конечно, я всегда любил драгоценные камни; в конце концов, я ведь восточный человек, я грузин. Я люблю цвета драгоценностей, красоту камней”.
После столь откровенного признания хореограф дает профессиональный разбор своего спектакля.
“Это балет в трех частях на музыку трех разных композиторов, и точно также различна их хореография. Первая часть – “Изумруды” – поставлена на музыку Форе. Описывать сами танцы было бы скучно, так как в них нет никакого литературного содержания. Если эта часть балета вообще что-нибудь изображает, то, возможно, это мои воспоминания о Франции, Франции элегантности, комфорта, моды и духов”.
Продолжая комментировать “Драгоценности”, Баланчин отмечает:
“Некоторые находили, что вторая часть – “Рубины” – изображают Америку. Но я вовсе не имел это в виду. Это просто музыка Стравинского (“Каприччио для фортепиано и оркестра”), которую я всегда любил, и которую мы со Стравинским решили использовать, приспособив ее для ведущей пары танцовщиков, солистки и кордебалета”.
Подробнейшим образом рассказывает Баланчин и о “Бриллиантах”, финальной части балета, которая исполняется на музыку Третьей симфонии Чайковского.
Премьера “Драгоценностей” состоялась в 1967 году, с тех пор спектакль стал одним из самых любимых и востребованных во всем мире.
Что касается Большого театра, то здесь к баланчинской коллекции балетных драгоценностей обратились совсем недавно – в 2010 году, поставив лишь вторую часть спектакля – “Рубины”. И только полтора года назад решились станцевать все “Драгоценности”. Чтобы не ударить в грязь лицом, пригласили лучших репетиторов – в прошлом ведущих солистов труппы Баланчина Меррилл Эшли, Пола Боуза и Сандру Дженнингс.
С Фондом Баланчина договорились об оригинальной сценографии, которую выполнила Алена Пикалова. Отличительной особенностью московской версии стали и костюмы, сшитые по эскизам Елены Зайцевой. А вот поставщик драгоценных камней все тот же, что вдохновил когда-то Джорджа Баланчина на одноименный балет, – ювелирный дом Van Cleef & Arpels.
В числе артистов, исполняющих партии в “Драгоценностях”, – ведущие солисты Владислав Лантратов, Анна Тихомирова, Анастасия Сташкевич, две примы Екатерина Шипулина и Екатерина Крысанова, виртуозный Вячеслав Лопатин и совершенно неповторимые Ольга Смирнова и Семен Чудин. Великолепие их танца сегодня смогут оценить зрители всего мира.
Такой общепланетарный охват стал возможен благодаря компаниям Pathe Live и Bel Air Media. Уже три года подряд совместно с Большим театром они осуществляет прямые трансляции балетных спектаклей в кинотеатры разных стран. Этот проект получил огромный резонанс.
Кроме того, будет осуществлена прямая трансляция для российских пользователей на канале Большого театра в YouTube. А в записи спектакль можно будет посмотреть на этом канале еще в течение суток с момента прямого показа.
Следующий “киносеанс” из Большого объявлен на 2 февраля, когда состоится всемирная трансляция “Утраченных иллюзий” – балета по мотивам одноименного романа Оноре де Бальзака на музыку Леонида Десятникова в постановке Алексея Ратманского, мировая премьера которого с большим успехом прошла в ГАБТе 24 апреля 2011 года.
Ольга Свистунова, ИТАР-ТАСС