4 сентября Большой театр открывает 240-й сезон оперой «Кармен» Бизе. За дирижерским пультом музыкальный руководитель театра Туган Сохиев.
А среди солистов ни одной приглашенной звезды. Все буднично и экономно: только штатные певцы.
Неужели столь рутинно пройдет и весь сезон.
Премьер, конечно, обещано много. Прежде всего в опере, где над пополнением репертуара будут работать интересные постановочные команды. Например, Туган Сохиев, для которого данный сезон будет лишь вторым годом работы в Большом, возьмет на себя два новых спектакля.
Это «Осуждение Фауста» Берлиоза в постановке Петера Штайна и «Катерина Измайлова» Шостаковича — опера, над которой Туган Сохиев будет трудиться вместе с руководителем Вахтанговского театра Римасом Туминасом. Если первый спектакль может стать самым утонченным, «гурманским» проектом, то второй — таит в себе ответ на вопрос: способен ли Большой быть законодателем моды в постановке русских опер.
Еще для детской аудитории расскажут «Байки о лисе, утенке и Балде». Потом представят «Иоланту» Чайковского (дирижер Владимир Федосеев, режиссер Сергей Женовач) и «Роделинду» Генделя — совместный труд с Английской Национальной оперой.
Кроме того, будет поставлена комическая опера Доницетти «Дон Паскуале» (силами преимущественно Молодежной оперной программы), режиссер Тимофей Кулябин, тот самый, чья постановка оперы Вагнера «Тангейзер» привела Новосибирский театр в зал судебных заседаний. Правда, директор Большого Владимир Урин подчеркивает, что контракт с молодым, но ставшим уже модным режиссером, театр заключил еще до этой скандальной истории.
Все эти творческие замыслы смогут стать художественными событиями лишь только в том случае, если Большой театр, как и все ведущие оперные дома мира, станет зазывать к себе лучших из лучших исполнителей, а не рассчитывать лишь на собственные силы. Однако почему в Большом театре принято считать приглашение выдающихся исполнителей оскорблением собственной труппы? И разговор тут, конечно, не о том, вернется ли в театр Николай Цискаридзе. Хотя сейчас в балете дела обстоят еще проблематичнее, нежели в опере. Нынешний сезон балетная труппа театра начнет под новым руководством.
Чьим именно, пока официально неизвестно. Вероятно, Сергея Филина, с именем которого связаны не громкие творческие успехи, а криминально-кислотные ЧП, заменит известный танцовщик и хореограф, лауреат премии «Золотая Маска» 40-летний Вячеслав Самодуров, получивший возможность поставить в Большом театре «Ундину» на музыку Ханса Вернера Хенце.
Имя нового начальника балета обещано назвать в середине сентября. Скорее всего, это произойдет на традиционном сборе труппы. Но в этом году Большой театр созывает коллектив на собрание, всегда предшествующее открытию сезона, не перед началом работы, а неделю спустя. Повинна в этом опять же балетная труппа, которая задерживается на заморских гастролях. Так что пока вопросов о творческом реноме театра больше, чем ответов.
Тем не менее Владимир Урин, генеральный директор Большого театра, уверен в новом сезоне.
“Я работаю в театре почти пятьдесят лет и стараюсь учитывать разнообразные риски. Как директор, в конечном счете, я в ответе за то, что происходит на сцене. Я хочу работать с одаренными людьми.
Наша история слишком богата примерами, когда человека уничтожали, считали врагом народа, а потом называли гением. Надо честно относиться к делу, а потом прислушаться и понять, ошибся или нет. Я не исключаю, что в каких-то решениях мы можем быть неправы. Я не боюсь ответственности. Оглядываться на то, что кто-то шепчется из-за того, что ты пригласил в театр какого-то человека, я не буду. Может получиться спектакль, может оказаться неудачным. Надо стараться услышать тех, кто без конъюнктуры оценивает то, чем мы занимаемся”.
Мария Бабалова, “Вечерняя Москва”