Лето 2009. Израильский филармонический оркестр продолжает осваивать мировые просторы. А тем временем обозначились контуры его очередного, 74-го сезона у нас. Который станет юбилейным для бессменного музыкального руководителя ИФО Зубина Меты.
Исполняется 40 лет с того момента, как музыкант родом из Индии, потомок персов-заороастрийцев стал главным дирижером главного еврейского оркестра планеты
Между прочим, он явился вообще первым музыкальным директором коллектива, до того успешно демонстрировавшего миру образец небывалой оркестровой демократии и единоличного главного дирижера не имевшего (если не считать, конечно, советского Персимфанса, ярко начавшего и вскоре бесславно исчезнувшего).
Видимо, пресытившись разгулом народовластия, израильский оркестр в 1981 году пошел на беспрецедентный шаг, позволивший Мете установить рекорд, который, по-видимому, уже никто и никогда не превзойдет. Он был избран пожизненным музыкальным директором коллектива.
40-летие его пребывания на этом посту будет отмечено в самом начале сезона двумя внеабонементными событиями. С Израильским филармоническим оркестром выступит замечательная румынская певица Анжела Георгиу. И прозвучит мировая премьера сочинения индийского композитора Зохиля, которое этот музыкант посвятил своему соотечественнику и нашему маэстро.
Юбилей будет отмечен и мировой премьерой новой пьесы израильского композитора Одеда Захави, которая называется “Сэла”. В простом переводе – “скала”, “утес”, но в псалмах это слово часто используется в значении, которое можно перевести целым выражением: “Я сказал, так и будет”. Поскольку дирижеру по роду деятельности приходится брать на себя роль демиурга, повелевающего если не мирами, то целыми людскими сообществами, это значение тоже подходит.
Собственно же абонементный сезон откроется в октябре концертом, в котором под управлением Меты прозвучат сочинения Брамса – 1-й фортепианный концерт (солист Рудольф Бухбиндер) и “Немецкий реквием” (с Израильским филармоническим хором, который с нынешнего сезона будет носить имя выдающегося израильского дирижера Гари Бертини).
Тем самым наш 40-летний и пожизненный даст старт целому внутрисезонному циклу, в котором исполняются все четыре симфонии Брамса и его инструментальные концерты. Дирижировать в этом цикле предстоит не только Мете, но и гостям ИФО.
Самое почетное место в ряду последних принадлежит Курту Мазуру – не случайно носит титул главного почетного дирижера наших филармоников. Мазур привозит своего любимого Мендельсона, который в его трактовке вряд ли оставляет кого-нибудь равнодушным.
Среди тех, кто станет в предстоящем сезоне за дирижерский пульт ИФО мы видим немало известных и хорошо знакомых имен. Петер Шрайер, как всегда, предлагает баховские вокально-симфонические фрески – сравнительно редко звучащую в концертах Пасхальную ораторию, а также четыре кантаты из шести, составляющих Рождественскую ораторию. В его концертах нас ждет также “Коронационная месса” Моцарта. И встреча с великолепным Пражским филармоническим хором.
Итальянец Джанандреа Нозеда пополнит брамсовский цикл 4-й симфонией и представит премьеру “Прелюда-комментария к Книге Нехемии” еще одного израильского автора, Серджиу Натры. В его концертах прозвучит и “Шотландская фантазия” для скрипки с оркестрам Бруха. В ней солирует изумительный американский скрипач Джошуа Белл.
Кристоф фон Дохнани дирижирует 2-й симфонией Брамса и увертюрой “Эгмонт” Бетховена. Юрий Темирканов привозит 10-ю симфонию Шостаковича, одним из лучших исполнителей которой, бесспорно, является, а также фортепианный концерт Шумана с живущей в Канаде француженкой Элен Гримо в качестве солистки.
Если очередное приглашение Роберто Аббадо (а не его дяди, прославленного Клаудио Аббадо!) может вызвать только недоумение, то появление за пультом филармонического оркестра молодого израильского дирижера Илана Волкова, работающего за границей, не может не радовать. В его программах можно будет услышать давно не звучавшую в Израиле симфонию Берлиоза с солирующим альтом “Гарольд в Италии” с солистом оркестра Романом Шпицером в “главной роли”.
Другой молодой артист ИФО, один из его концертмейстеров Илья Коновалов впервые исполнит с ИФО не просто скрипичное соло, а целый скрипичный концерт. Для своего дебюта он выбрал не заезженный, а редко звучащий шедевр Берга, вместе с которым в программе, которой продирижирует Мета, значится 5-я симфония Малера.
Отмечу двух молодых дирижеров – дебютантов ИФО. Финн Пьетари Инкинен предлагает 2-ю симфонию своего великого соотечественника Сибелиуса и “Кантус памяти Бриттена” замечательного эстонского композитора Пярта. Грек Константинос Каридис продирижирует драматической симфонией Берлиоза “Ромео и Джульетта”.
Как всегда пиками сезона обещают стать концертные исполнения опер. Правда, Зубин Мета привычно обратился к апробированным шедеврам Верди – “Риголетто” и “Трубадуру”. Зато солисты намечены отменные. Среди них полюбившиеся израильским слушателям Микаэла Карози и Анна Смирнова.
Особо упомяну появление в партии Джильды в “Риголетто” Хен Райс. До сих пор в концертных оперных предприятиях ИФО израильтянке поручали только вторые роли, хотя своими соло в кантатах и симфониях она доказала, что вполне заслуживает и первых.
Всех артистов и событий сезона в газетной статье не перечислишь. В свой срок мы еще к ним вернемся. Главное, что в целом 74-й и 40-й обещает быть интересным.
Виктор Лихт, “Наутилус”