Пятый Фестиваль оркестров мира представляет самую экзотическую за пять лет программу: на него приглашены оркестры азиатских стран.
Они и составили рейтинг GZt.RU из четырех самых интересных участников фестиваля.
2 июня в Колонном зале концертом Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан открывается юбилейный, V-й Фестиваль оркестров мира.
В нынешнем году организаторов увлекла восточная экзотика: они привозят оркестры из Турции, Кореи, Китая, оркестр из Индии, которому всего несколько лет. Но это не значит, что слушателей ждут коллективы второго эшелона. Во главе многих оркестров— дирижеры с европейскими именами. Они активно гастролируют, пользуются успехом и не заезжали к нам раньше только из-за организационных нестыковок.
Французская музыка с корейским акцентом
Больше других стоит ждать концерта Сеульского филармонического оркестра, недавно разменявшего шестой десяток. Он был создан в 1948 году, однако его чуть было не закрыли в 1950-м из-за вооруженного конфликта между Северной Кореей и Южной Кореей. Однако все обошлось, и в 1988 году оркестр как посланник Олимпиады в Сеуле отправился на гастроли в Европу.
Интереснее всего тут не оркестр, а дирижер. С музыкантами выступит Мунг Вун Чунг, возглавляющий его с 2005 года. 36 лет назад он завоевал вторую премию Конкурса имени Чайковского в Москве как пианист, но с начала 80-х поменял рояль на дирижерскую палочку, и стал одним из самых востребованных дирижеров мира.
В то же время ему не посчастливилось стать участником нескольких громких скандалов— после одного из них он в 1994 году был вынужден уйти с поста главного дирижера Парижской оперы. Тем не менее Мунг Вун Чунг до сих пор остается музыкальным директором оркестра радио Франции.
Чунг обновил состав оркестра, вывел его на мировой уровень и стал знакомить слушателей Южной Кореи с самыми важными сочинениями современных европейских композиторов. Их исполняют в рамках серии концертов Ars Nova, которую курирует специально приглашенный композитор оркестра, женщина с непроизносимым именем Ынсук Чин.
Программа концерта 8 июня состоит из сочинений французских композиторов начала ХХ века Оливье Мессиана, Мориса Равеля и Клода Дебюсси. К ним добавили опус Ынсук Чин, который называется «Su» и написан для оркестра и шэна (традиционного китайского инструмента из бамбуковых тростей).
Турецкий ветеран
Президентский симфонический оркестр Турции считается одним из старейших в мире. Венский филармонический оркестр был создан только в 1842 году, Зальцбургский «Моцартеум»— в 1841-м, Лондонский филармонический и вовсе в 1904 году. Конечно, есть оркестры и постарше— Саксонская капелла (1548) или лейпцигский «Гевандхауз» (1743),— но факт остается фактом: в 1828 году султан Махмуд II, активно европеизировавший свою страну, превратил оркестр янычар в духовой оркестр европейского типа.
Его руководителем стал Джузеппе Доницетти— старший брат оперного композитора Гаэтано Доницетти и учитель музыки многочисленных детей султана. Итальянец дополнил оркестр струнными, и уже в 1857 году с бывшими янычарами не побоялся сыграть Ференц Лист.
С тех пор оркестр, в 1932 году получивший статус Президентского, сменил немало дирижеров. В Колонном зале он будет играть под палочку Джема Мансура. Уроженец Стамбула, выучившийся в Лондоне, в 90-е годы учился в аспирантуре при Московской консерватории и даже пытался создать свой оркестр. Все первое отделение концерта 4 июня отдано музыке турецких композиторов ХХ столетия: Ульви Джемаля Эркина, Ферида Альнара, Ферита Тюзюна, Ахмета Алтинеля. По словам музыкальных критиков, большинство из них— живые классики. Во втором отделении прозвучит Четвертая симфония Шумана.
Выжившие в Культурной революции
Своим рождением Национальный симфонический оркестр Китая обязан дружбе этой страны с СССР. На ее волне он был основан в 1956 году и назывался Центральный филармонический оркестр Китая. Некоторые его музыканты стали жертвами Культурной революции, как носители «тлетворного западного влияния» и люди, пытавшиеся внедрить в культуру «замшелые пережитки прошлого». Но после ее окончания работа оркестра снова наладилась. Причем современных композиторов, сочиняющих академическую музыку, в Китае оказалось довольно много. И их опусы вносили приятное разнообразие в чинный порядок концертных программ.
В марте нынешнего года пост главного дирижера оркестра занял признанный мастер старой европейской школы— дирижер Мишель Плассон. В послужном списке маэстро более 30 лет работы с Оркестром Капитолия Тулузы (Франция), работа с Дрезденским филармоническим оркестром, сотрудничество со многими русскими коллективами.
Плассон решил, что лучший способ вывести китайский оркестр на мировой уровень – исполнять как можно больше французской музыки, которую он сам отлично знает и любит. Поэтому в концерте 5 июня сочинения Камиля Сен-Санса и Людвига ван Бетховена будут соседствовать с «Реквиемом Земле» китайского композитора Гуань Ся, который в годы Культурной революции сочинял патриотические песни.
Музыка в режиме on-line
В прошлом году организаторы фестиваля осуществили первый опыт интернет-трансляции концерта. Посетители сайта www.symphonyfest.ru, не отходя от мониторов своих компьютеров, наблюдали за играющими музыкантами. В нынешнем году в режиме on-line покажут все концерты.
Хотя, какая бы хорошая акустическая система ни была у компьютера, лучше слушать музыку в концертном зале— ни одна трансляция не способна передать энергетику музыкантов, которая передается зрителям. Тем более, что в Колонном зале установлены мониторы, на который крупным планом транслируют то лицо дирижера, то музыкантов, и все их эмоции— как на ладони.
Индийский Бетховен
Симфонический оркестр Индии по сравнению с остальными коллективами еще не вышел из младенческого возраста. Ему всего-навсего четыре года. И он был организован по счастливой случайности. Как-то после концерта в Индии известного казахского скрипача, дирижер и мастера организовывать оркестры Марата Бисенгалиева, к нему подошел индийский меценат. Благодаря ему Бисенгалиев, уже основавший Казахский камерный и Западно-Казахстанский филармонический оркестры, стал художественным руководителем Симфонического оркестра Индии.
Пока коллектив исполняет только европейскую музыку: индийские композиторы, которым предстоит сочинять академическую музыку, пока еще ходят в музыкальные школы или даже в детские сады. На закрытии фестиваля 11 июня оркестр будет исполнять Девятую симфонию Бетховена. Вокальную часть концерта возьмут на себя Камерный хор Московской Консерватории и Русский хор имени Свешникова. За дирижерский пульт встанет талантливый Александр Анисимов, который большую часть времени проводит, дирижируя западными оркестрами и пришелся там ко двору.
Ольга Романцова, “Газета”