22 апреля – 100 лет со дня рождения одного из величайших музыкантов ХХ века, скрипача Иегуди Менухина.
Иегуди Менухина называли “первой скрипкой мира”. С его уходом из жизни в 1999 году завершилась целая эпоха великих скрипачей-романтиков (Эжен Изаи, Яша Хейфец, Фриц Крейслер, Генрик Шеринг, Давид Ойстрах, Леонид Коган), и в истории скрипки XX века была поставлена точка.
Один из гениальнейших музыкантов XX века своим примером доказал, что для того, кто по-настоящему любит искусство, нет ничего невозможного. Вопреки судьбе, которая, казалось, не уготовила ему карьеру скрипача из-за врожденных дефектов сразу обеих рук, он произвел сенсацию, став известнейшим скрипачом со своим неповторимым стилем.
“Скрипка и исполнитель должны быть неразделимы,
– говорил Менухин.
Если хочешь играть на скрипке, надо работать. Для артиста это так же естественно, как для птицы летать”.
Его первый концерт состоялся уже в четырехлетнем возрасте. Впервые с оркестром он сыграл в 7 лет, ошеломив американцев исполнением Скрипичного концерта Мендельсона.
Первый профессиональный гонорар – 200 долларов – он получил в 8 лет, выиграв скрипичный конкурс – единственный, в котором участвовал. В 11 состоялись триумфальные выступления Менухина в Париже и Нью-Йорке. А к 30 годам он уже играл на лучших сценах мирах вместе с самыми известными артистами.
Продолжая мысль своего учителя – румынского скрипача и дирижера, одного из крупнейших музыкантов первой половины XX века Джордже Энеску, Иегуди Менухин проповедовал, что
“скрипка должна петь”.
И добавлял:
“Мне всегда хотелось слышать очень мягкий и теплый звук, слышать музыку, которая поднимала бы мертвых, противоречила бы всему, что делает людей жестокими в мыслях и чувствах”.
Именно так звучала его скрипка.
Документальный фильм “Скрипач столетия” был снят в 1996 году французским скрипачом Бруно Монсенжоном, более известным как автор и режиссер фильмов о великих музыкантах XX века (среди его героев – Святослав Рихтер, Гленн Гульд, Давид Ойстрах, Надя Буланже, Барбара Хендрикс, Григорий Соколов и другие).
“Я долго считал, что родился слишком поздно,
– говорит Бруно Монсенжон, который долгое время был близким другом Иегуди Менухина.
Будучи на 10 или 15 лет старше, я мог бы стать живым свидетелем того, что творил молодой Менухин, бесспорно единственный скрипач XX века, достигший воистину планетарного масштаба. С самого начала его слава была поразительна, и появление юного гения, явно отмеченного божьей искрой, так потрясло воображение толпы, что с тех пор он остался в общей памяти истинным символом скрипки. У меня есть записи той поры, и они кормят мою страсть”.
Фильм состоит из семи глав, в которых сам Иегуди Менухин, поражая своей открытостью и откровенностью, шаг за шагом рассказывает о себе, мальчике-вундеркинде и своем отношении к окружающему миру. Вспоминает основные моменты своей удивительной музыкальной карьеры и людей, которые окружали его всю жизнь, делится впечатлениями от своих встреч и сотрудничества с ведущими музыкантами мира.
Отдельная глава посвящена неизменному компаньону Менухина на протяжении многих лет – его сестре Хефсибе, талантливой пианистке, оставшейся в тени старшего брата.
“Она была моим товарищем в годы детства и самым близким человеком в течение всей жизни,
– вспоминает скрипач.
Когда она начала играть, я был как бы гидом и проводником, она слушала все, что я говорил, и была моей первой последовательницей. К несчастью, в последние годы ее жизни мы не обсуждали то, что было самым критическим и трагичным в ее судьбе – она пожертвовала собой, своей игрой и карьерой, красотой.
Играла она изумительно, но рояль не был центром ее жизни. Она вела аскетичную жизнь, более подходящую для монастыря, и к концу жизни очень сильно страдала”.
Картину можно посмотреть уже только ради звучащей музыки. В фильме собраны без преувеличения образцовые исполнения Иегуди Менухиным музыкальных шедевров, которые очень логично и естественно выстраиваются в полную картину всего его творчества.
Использованы видеозаписи, сохранившие выступления маэстро с Гербертом фон Караяном, Сэйджи Одзавой, Мстиславом Ростроповичем и другими исполнителями, включены материалы из семейного архива и редкие кадры фотохроники.
Пресс-служба телеканала “Россия К”